Особенности технического обслуживания вертолета в зимних условиях
При подготовке вертолета к полету в зимнее время особое внимание должно быть обращено на то, чтобы в топливе не было кристаллов льда. Отстой следует сливать в чистую стеклянную банку и для лучшего обнаружения кристаллов льда топливу в банке нужно придать вращательное движение. Наличие кристаллов льда в топливе приводит к забиванию топливных фильтров, в результате чего нарушается подача топлива в двигатель.
При осмотре входных и выходных каналов двигателей необходимо убедиться в отсутствии в каналах снега, воды или льда. Обледенение входного канала компрессора может привести к поломке деталей двигателей. Опасность обледенения особенно велика, если при температуре окружающего воздуха в диапазоне от +5° С до —10° С имеются осадки в виде моросящего дождя, тумана или мокрого снега. При наличии в каналах льда или снега удалить его горячим воздухом от аэродромного подогревателя.
Перед запуском двигателей необходимо поворачивать компрессоры и турбины от руки, чтобы убедиться в отсутствии примерзания лопаток компрессора и турбин. Ротор компрессоров двигателей проворачивается через входной воздушный канал за рабочие лопатки первой ступени, а свободные турбины — за главные карданные валы трансмиссии. Если ротор компрессора не проворачивается, нужно прогреть всасывающий тракт двигателя горячим воздухом от подогревателя. Воздух от подогревателя подводить в воздухозаборный канал двигателя.
При эксплуатации двигателей ГТД-350 при температурах окружающего воздуха ниже 0°С во время запуска после длительной стоянки вертолета на открытом воздухе может произойти явление, при котором двигатель после нормального запуска через 1—5 мин после работы на малом газе самопроизвольно снижает обороты до 20—25% с повышением температуры газов перед турбиной компрессора до 800—850°С. Это явление происходит вследствие обмерзания внутреннего жиклера автомата запуска, расположенного в корпусе воздушного фильтра топливного насоса НР-40Т.
После нормального запуска влага, содержащаяся в воздухе, оседает на холодный жиклер (диаметром 1,0 мм) и образует лед с последующим перекрытием жиклера, что ведет к нарушению гидравлического равновесия на автомате запуска, стравливанию топлива на слив и падению оборотов. При последующих запусках вследствие прогрева двигателя и подкапотного пространства это явление ослабевает и совсем исчезает.
При возникновении указанного явления во время запуска необходимо остановить двигатель, переведя стоп-кран в положение «Останов», после чего теплым воздухом от наземного подогревателя обогреть топливный насос (особенно воздушный фильтр) я произвести повторный запуск.
Для исключения обмерзания жиклера рекомендуется перед запуском двигателей при отрицательных температурах, особенно после длительной стоянки вертолета на открытом воздухе, производить подогрев топливных насосов НР-40Т теплым воздухом. При температуре наружного воздуха ниже —25° С подогреваются главный, хвостовой и промежуточный редукторы, а также маслорадиатор маслосистемы главного редуктора.
Подогрев главного редуктора производится до температуры масла — 25° С. Хвостовой и промежуточный редукторы подогреваются до теплого состояния их картеров, определяемого на ощупь рукой. Перед запуском двигателя при температуре от + 5° С до — 10° С, если имеются
осадки в виде моросящего дождя, мокрого снега или тумана, необходимо включить переключатель противообледенительной системы и убедиться, что на поверхности входного канала нет следов обледенения.
При температуре ниже —40° С перед запуском необходимо подогревать двигатели, маслорадиаторы и гидроагрегат ГБ-2 горячим воздухом с температурой на выходе из рукава подогревателя 70—80° С. Подогрев вести до температуры масла, входящего в двигатели, равной
— 40° С. Контроль за температурой масла производится по трехстрелочным индикаторам, расположенным на приборной доске в кабине пилота.
Слив масла из маслосистемы вертолета ( по регламенту или для устранения какой-либо неисправности) в зимнее время производится сразу же после очередного полета, пока масло в системе не остыло.
Свежее масло заливается в маслосистему перед запуском, причем оно должно быть подогрето до температуры 60—70° С. При заправке маслосистемы горячим маслом сливные краны следует открывать, пока из них не пойдет горячее масло. Это обеспечивает хороший прогрев и заполнение трубопроводов и радиаторов маслом. Если предполагается стоянка вертолета при температуре наружного воздуха ниже —50° С, необходимо масло из маслосистемы двигателя сливать.
Прогрев и проверка работы двигателей в зимнее время производятся так же, как и в летнее время. Особенностью является только то, что на взлетном режиме при температуре окружающего воздуха ниже
— 30° С двигатель может недодавать обороты до нормальных. Это обстоятельство объясняется тем, что при низких температурах окружающего воздуха у земли вследствие повышенной плотности воздуха значительно возрастает мощность, потребная на привод компрессора, а следовательно, обороты двигателя будут уменьшаться. Явление это считается вполне нормальным и регулировку топливных насосов изменять не следует, так как с повышением температуры окружающего воздуха максимальные обороты будут восстановлены до нормы.
Перед опробованием при температуре окружающего воздуха ниже
— 5° С двигатель должен быть прогрет на режиме «Малый газ» в течение не менее 2 мин. Прогрев двигателя производится на минимальном шаге лопастей несущего винта (ручка «шаг-газ» в нижнем крайнем положении на упоре) и полной левой коррекции.
Перед остановкой двигателя во избежание коробления камеры сгорания, соплового аппарата, корпуса турбины и выхлопного устройства двигателя необходимо охладить его, работая на малом газе в течение 2—3 мин (5—6 мин для двигателей 200-часового ресурса) и затем остановить как обычно. После остановки несущего винта нужно немедленно поставить заглушки в выхлопные патрубки и воздухозаборники, так как в противном случае возможно резкое охлаждение турбины двигателя и коробление ее.
Особое внимание при эксплуатации вертолета в зимних условиях необходимо обращать на топливную систему.
Как известно, все виды топлива способны поглощать из атмосферы воду и растворять ее. Растворяемость воды в топливе зависит от внешних условий: влажности воздуха, давления, температуры, а также от химического состава топлива.
С увеличением относительной влажности воздуха и его температуры содержание воды в топливе возрастает. При относительной влажности воздуха, превышающей 100% (туман, дождь), содержание воды в топливе может превысить ее растворимость при данной температуре, и избыток воды выделится из топлива в виде капелек, обусловливающих помутнение топлива и последующее образование в нижней части топливной системы отдельных капель воды или слоя воды.
При снижении температуры воздуха и топлива, как правило, часть воды, растворенной в топливе, переходит из топлива в воздух и содер — 249
Жание воды в топливе при этом не превышает ее растворимости при данной температуре. Однако при резком понижении температуры топлива особенно в случае высокой относительной влажности воздуха вода не успевает переходить из топлива в воздух, а когда содержание ее превысит растворимость при данной температуре, избыток выделяющейся из топлива воды превращается в лед, в топливе образуются кристаллы льда.
Кристаллы льда В топливе могут появляться также в результате осыпания со стенок бака, особенно в тех случаях, когда баки неполностью заполнены топливом. Кроме того, при резком потеплении кристаллы льда могут образоваться в топливе за счет конденсации влаги из теплого воздуха на более холодной поверхности топлива. Поэтому при стоянке вертолета топливные баки должны быть полностью заправлены.
Если предполагается длительная стоянка вертолета, необходимо тщательно зачехлить вертолет, трубку ПВД, антенны радиовысотомера и радиостанций и плотно установить заглушки во всасывающие и выхлопные каналы двигателей. Аккумуляторные батареи следует снять с вертолета и хранить в теплом помещении.